10:50 Экспертные статьи от неэксперта: как показать высший пилотаж | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда к вам приходят с проектом, о теме которого вы ничего не знаете. Да еще и просят сделать материал экспертным. Было? Сколько раз вы брали заказ в работу и терпели фиаско? В статье расскажу, как грамотно построить процесс и сдать качественный материал. Основано на реальных событиях: личный опыт, проверенные методы и примеры. Итак, последовательность для написания экспертных статей, если вы волевой и организованный автор: Как собирать информациюИдем в компанию или на производство, смотрим, в руках вертим, тестим. Назначаем интервью с кучей специалистов. Шагаем в библиотеку за книгами и журналами, потом сидим, все это читаем и вникаем в каждое слово. Или лично переживаем ситуацию, мажем крем на лицо, строим дом из газобетонных блоков. А потом рассказываем о результатах. Так делают единицы и то, когда в идеальном мире на идеальном небе звезды удачно сошлись. Как же быть? Шаг 1. Ознакомление с темойПрежде всего проведите самостоятельную работу. Узнайте о предмете статьи. Я начинаю поиск информации с определения, зачем нужно, где применяется и для кого актуально, как работает, в чем отличия от других точно таких же предложений или товаров, какие результаты дает. Это помогает базово разобраться в теме, наметить план действий, проработать вопросы к заказчику. Шаг 2. Определение целиЧего вы хотите добиться с помощью текста: чтобы читатель увидел пользу в сервисе, понял вред обжорства, поменял свое отношение к продукту? Это нужно для сбора материала, чтобы писать по делу и не терять нить повествования. Просто рассказать – плохая цель. Хороший материал указывает направление для решения какой-либо проблемы и дает ответ на вопрос, как достичь. Объясняйте причины, предлагайте решение и альтернативу. В этом плане все эгоисты: читатель хочет, чтобы говорили о нем и о пользе/выгодах для него. Шаг 3. Выберите форматПодача материала подбирается в зависимости от темы, задач текста и аудитории (В2В или В2С): Формат напрямую зависит от цели: хотите научить – пишите руководства, дать информацию к размышлению – обзоры, показать отличия и помочь с выбором – обзоры с элементами сравнения. Шаг 4. Сбор информации от заказчикаПосле первого самостоятельного изучения темы и определения предварительной цели пообщайтесь с заказчиком. Важно узнать: Далее в общении с заказчиком помогает бриф. Если такой способ неудобен, говорите по телефону. Только не мучайте заказчика звонками каждый день по поводу и без него. Уточняйте все детали за 1-2 разговора. В разговоре можно упустить какую-то деталь, неверно растолковать слова и прийти к ложному выводу. Будет неловко. Всегда после звонка тезисно дублируйте информацию письменно и подтверждайте у заказчика по почте, Skype или другому мессенджеру, все ли правильно вы поняли. А чтобы ничего не забыть, пользуйтесь записью звонка. Этот шаг исключается, если вы пишете, например, для информационно-познавательного журнала. В таком случае редактор поможет с направлением, расскажет, какие вопросы важно раскрыть и на что сделать акцент, но не более. Шаг 5. Находим дополнительную информациюРазговорчивый и увлеченный своим делом заказчик, который делится информацией, – мечта каждого копирайтера. А если не получилось вытянуть достаточно информации? Способов найти сведения много, они очевидны, но не всегда работают. Почему так и что делать, рассмотрим ниже:
Применять все методы поиска информации не нужно: каша в голове из непонятных данных еще никому не помогала в написании хороших статей. Обычно хватает общения с заказчиком и 1–2 способа из таблицы. Где в первую очередь искать информацию, если не удается взять интервью у заказчика и/или экспертов? На схеме представлена очередность всех способов, которой пользуюсь я: Как проверять информациюДостоверность – главный критерий отбора информации. Определить надежность и правдивость сведений поможет фактчекинг. С ним вы объективно и беспристрастно взгляните на данные, сделаете их независимую и точную оценку. Сомневайтесь! Относитесь скептически к источникам из интернета, СМИ, отзывам, словам хорошо знакомого собеседника. Отбросьте эмоции. Точность важнее сенсаций. Прежде чем написать о чем-то, проверьте и подтвердите. Найти первоисточник – что было бы правильным – вряд ли получится, поэтому: Сомневаетесь в правдивости – не используйте. Разные источники предоставляют противоречивую информацию – не используйте. Не удалось подтвердить – не используйте. Руководство по фактчекингу: печальные примеры, чек-листы и инструменты Как обрабатывать информациюСобрать сведения и факты – половина успеха. Теперь важно все правильно соединить и причесать. Шаг 1. Погружаемся в темуЧем глубже в тему, тем больше вопросов возникает. Однако не все, что вы сможете накопать, будет реально нужно читателю. Ограничивайте охват, исходя из аудитории и задач. Мне в работе над текстом помогает подробный портрет и анализ ЦА, а также метод «встать на сторону читателя». Что было бы интересно узнать по теме, какие факты и данные убедили бы меня и помогли достичь цели? На какие преимущества обратила бы внимание, а что совершенно не имеет значения? Шаг 2. Составляем структуруЭто могут быть план, наброски отдельных частей или «вырванные» идеи-фразы с учетом цели (куда идем) и задач (как идем). Мне удобнее использовать тезисы и список вопросов, которые хочу выделить в статье. По ходу дела пункты, их очередность, названия будут меняться – это нормально. План поможет структурировать сведения, создать логику, не забыть о важных моментах, направить поток мыслей. Если структура дается тяжело, информации много и сразу выделить пункты не получается: Помните, экспертность – не знание умных терминов, известных только специалисту. Экспертность – глубоко разобраться в теме и подавать достоверный материал доступно и понятно для каждого. Сленг и технические формулировки используйте аккуратно: для простых потребителей они будут непонятны, а профессионал может найти ляпы. Если уж взялись за применение специфического языка, уточняйте значения слов. Отложите статью на 1-2 дня. Как понять, что вы все правильно сделалиПрочитайте статью. Для вас информация полезная, важная, убедительная? Нацелена решать проблемы читателя? Советы и рекомендации выполнимы? Вы говорите о читателе больше, чем о себе? Если есть хотя бы одно «нет» – перепишите, чтобы было «да». Оценить результат также помогут: Отнесите готовую статью тому, кто ничего не знает о предмете статьи: все ли ему понятно, какие возникают вопросы, помог ли текст, нет ли ненужных отступлений? Так вы увидите пробелы и места для доработок, а иногда и вовсе перепишете текст. Отлично, если человек будет из вашей ЦА. Критика коллег помогает выявить слабые куски, услышать советы, посмотреть на статью под другим углом. Но будьте готовы к ситуации, когда «все фигня – переделывай». А чтобы получить максимально честный ответ, не говорите, кто автор. Иногда коллеги не могут оставаться беспристрастными и закрывают глаза даже на явные промахи, боясь вас обидеть или испортить отношения. Не стесняйтесь спрашивать у знакомых профи (конечно, если есть такая возможность), уточняйте необходимые моменты. Специалист подкорректирует неточности, расставит акценты и даст рекомендации. Как писать экспертные статьи, если ты неэксперт: вывод...И будете шикарны! ekspertnye-stati-ot-neeksperta-kak-pokazat-vysshiy-pilotazh | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |